Первый во всем

27.09.2019 

1 октября 2019 года исполняется 82 года прежнему руководителю Амгинского ДРСУ (дорожное ремонтно-строительное управление) Юрию Филипповичу Чемезову. Анализируя историю деятельности амгинских дорожников, сразу понимаешь, что значительный след и наибольший вклад в развитие отрасли вложил именно он, Филиппыч, как называли его работники.

Юрий Филиппович начал работать еще в далеком 1959 году дорожным техником, затем перешел на партийную работу. И, начиная с 1967 года, был бессменным руководителем амгинских дорожников вплоть до 2003 года. В общей сложности он посвятил 36 лет жизни и здоровья руководству родным предприятием и 37 лет служению дорожному хозяйства Амги (в 1959 году, будучи дорожным техником, для оптимизации трассы прошел  пешком из Амги до Усть-Маи  181 км).

При нем амгинские дорожники добились наивысших успехов в труде и общественной жизни:

В Заречье Амгинское ДРСУ было бесспорно крупнейшим и градообразующим предприятием. В 1980 году среднесписочная численность составляла 59 человек. Для сравнения, в то время соответственно в Мегино-Кангаласском – 42, Чурапчинском – 45, Усть-Алданском -  33. А  уже 1985 году среднесписочная численность - 80 человек.  (нац. архив РС (Я), фонд 1379, опись 3, дело 104, лист 73). Помимо списочного состава ежегодно от управления и за его счет обучался 1 человек, а в иные года по 2 человека.

Все населенные пункты Амгинского района были соединены с районным центром автодорогой с твердым (переходным) покрытием. Таким достижением до сих пор не может похвастать ни один улус. Сдавали в год, в том числе по линии капремонта, в среднем по 4-5 км в двух разных направлениях (одно- Сулгачы, другое - Оннес), в общем 8 -10 км, а в один год и вовсе 12 км.  

Помимо основной работы – строительства и эксплуатации автодорог, введены в строй строения  в каменном варианте: сначала пост ГАИ, затем детсад на 50 мест, жилые дома и  гараж на 25 автомашин с ремонтным профилакторием, что было в диковинку для «деревянной» Амги. Раньше из каменных строений Амги было 3 здания: райком, райисполком и мастерские с гаражом сельхозтехники, что в 3 км от села.

А автодорога Нижний Бестях – Амга в его бытность всегда была проезжаема для бесперебойной доставки грузов и пассажиров. Тогда автодорогу начинали обслуживать амгинские дорожники от села Бырама (Мегино-Кангаласский улус), и она на всем протяжении была ровной и гладкой. По ней уже до нового года и до 15 апреля ходил комфортабельный автобус «Икарус» (чтобы пустить такой автобус – грузоподъемность на реке Лена и на мостах должна быть не менее 30 тонн). Тогда переправу «Даркылах - Нижний Бестях»  намораживало и сдавало в эксплуатацию еще до нового года Центральное ДРСУ (Б. Марха) под руководством другого бессменного руководителя Гизо Григорьевича Уридия. Для сравнения, это переправа сейчас ежегодно открывается в  конце января и закрывается  15 апреля, то есть по продолжительности действует максимум  2,5 месяца.

Он является учителем, наставником и «отцом» плеяды многих дорожников. Среди них есть яркие руководители, оставившие свой след в народном хозяйстве республики, такие как Ветошкин Анатолий Федорович  поначалу заместитель начальника ПРСО «Якутавтодор», затем, Первый заместитель руководителя Агентства дорожной службы республики (АДС РС (Я)) и  бессменный руководитель ГУ «Управления по эксплуатации автодорог РС (Я)» (далее «УЭАД РС (Я)»). Березовский Олег Михайлович поначалу замминистра МФ РС (Я), затем, Первый заместитель министра Минтранса РС (Я), ныне помощник депутата Госдумы  России  Данчиковой Г.И. Кононов Родион Дмитриевич – руководитель ООО «Мехстрой» и народный депутат улусного законодательного собрания четырех созывов.  Гоголев Василий Егорович – первый начальник Амгинского хозрасчетного дорожно-строительного участка (далее ХДСУ), ныне доцент СВФУ, кандидат экономических наук. Стручков Николай Филиппович – поначалу начальник Амгинского ГУП РСАД (прежде ДРСУ), первый заместитель главы Амгинского улуса, затем заместитель гендиректора «УЭАД РС (Я)» до слияния двух предприятий, сейчас эксперт.  Григорьев Анатолий Иванович - поначалу главный инженер ООО «Амма-Суол» (бывшее ХДСУ), ныне, заместитель гендиректора  ГКУ «Управтодор РС (Я)» и многие другие.

Он, из числа двух руководителей структурных подразделений Якутавтодора - кавалеров Ордена Трудового Красного Знамени, второй  начальник Ленского ДРСУ Матрафайло Николай Дионисович. Тогда награды строго лимитировались для руководителей предприятий, и в основном, по квоте распределялись между тружениками рабочих специальностей.   

В общественной жизни предприятия проводились бесчисленные коллективные мероприятия (субботники, концерты, соревнования, охота, рыбалка). В одном из таких «вылазок», помогая подшефному совхозу на косовице, где-то между Абагой и Мяндиги, обойдя меня среди косарей, Филипыч сказал: «Руководитель должен стараться быть на высоте и не навязчиво показывать пример и на производстве и в общественной жизни».

Таким является и остается, он для меня по сей день «первым на производстве и общественной  жизни», один из его учеников, прежний председатель ПК Амгинского ДРСУ с 1986 по 1989 г.г.  Николай Лыткин.

PS: И как бы не называли в последнее время предприятие, оно у меня  памяти, остается под названием «Амгинское  ДРСУ», как в период своего наибольшего расцвета под руководством Филипыча. Желаю ему здравствовать до 100 лет!

 Николай Лыткин, исследователь истории дорожного хозяйства

Универмаг V4: Обращаем ваше внимание, что ввиду разницы цветопередачи мониторов и экранов мобильных устройств оттенки цвета товаров могут несколько отличаться в действительности!
Описание для анонса: 
Количество показов: 189

Компания Инфомастер
Возврат к списку

Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.