Вехи истории дорожной отрасли Якутии

06.08.2019 

В 2020 году дорожная отрасль нашей республики отметит большой юбилей. 16 июня исполнится 100 лет со дня образования дорожной службы Якутии. К юбилею отрасли в Управлении автомобильных дорог РС (Я) готовится к выпуску книга-летопись «Пути, дороги Якутии, длиной в 100 лет». Первая глава книги посвящена истории дорожной отрасли, которая ведет начало с далекого 1920 года.

В те годы в республике дорожной сети, как таковой, не было. Не было ни одного километра профилированной дороги. Вся дорожная сеть состояла из грунтовых естественных дорог и зимников. Перед дорожниками стояла основная задача по приведению в проезжее состояние имеющейся сети грунтовых дорог вблизи районных центров. Ремонт дорог и строительство новых осложнялось полным отсутствием дорожной техники. Все делалось вручную, начиная от транспортировки грунта в насыпь – тачками и на телегах, и кончая возведением мостов и труб. Ощущался большой недостаток даже в шанцевом инструменте (лопаты, кирки, ломы).

К слову, первая в Якутии дорожная служба была образована при Якутском Губернском Совете народного хозяйства в качестве подотдела Отдела Государственных Сооружений. В процессе реорганизации ЯГСНХ, 1 июня 1921 подотдел был переименован в отдел Дорожного строительства. А уже 22 августа 1922 года подразделение превратилось в Управление путей сообщения ЯАССР и имело следующую структуру: управление делами, транспортно-гужевой отдел, дорожно-строительный отдел. В 1925 году организуется Управление Дорожного строительства в ЯАССР с подчинением его СНК ЯАССР.

29 марта 1926 года СНК ЯАССР постановил реорганизовать Управление Дорожного строительства при СНК ЯАССР в связи с прибытием уполномоченного Народного Комиссариата путей сообщения (далее НКПС) инженера Успенского Георгия Николаевича в управление инженера по местному транспорту при СНК ЯАССР. 26 августа 1929г. на основании телеграммы Удортранса при НКПС было создано Управление «Якутдортранс».

В 1927 году в СССР было организовано добровольное общество содействия развитию автомобильного транспорта и дорог - «Автодор», во главе которого стоял В.В. Куйбышев. Это движение сыграло огромную роль и в развитии дорожного хозяйства Якутии, в частности, оказало большую помощь в деле привлечения населения к дорожным работам в порядке так называемой трудовой повинности и более полного рационального использования трудовых ресурсов.

В 1934 году распоряжением СНК ЯАССР при райисполкомах районов: Олекминского, Чурапчинского, Вилюйского, Мегежегского (позже Нюрбинского), Усть-Алданского, Алексеевского (позже Таттинского), Горного были созданы доротделы в составе одного техника дорожника и дорожного мастера.

В 1935 году Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК ЯАССР передается на правах управления в подчинение НКВД СССР, т.к. в РСФСР не был создан НКВД РСФСР, Главдортранс при СНК ЯАССР был ликвидирован.

 В целях организации дорожной службы по линейному принципу, а также для передачи функций управления дорожным хозяйством в одни руки в мае 1936 года «Якутдортранс» был преобразован в сектор снабжения Ошосдор при ЦНКВД, а в 1938 году в дорожное управление при Совете Министров ЯАССР.

Большое влияние в достижении успехов в дорожном строительстве оказывали «Штабы по борьбе с бездорожьем». Такие органы открывались и в столице республики, и в райцентрах при райисполкомах. Они просуществовали до 1934 года.

1938 году были вновь созданы главные дорожные управления при СНК союзных республик. Уже 5 июня 1938 года принято постановление СНК ЯАССР № 603 об организации при СНК ЯАССР дорожного управления на основании постановления СНК СССР от 22.04.1938 №526 и СНК РСФСР от 07.05.1938г. № 96 (ф. 52,оп. 25, д. 22, л. 362.), (ф. 50,оп. 38, д. 1525, л. 18.). Из документов следует, что Дорожное управление ЯАССР входило в систему Главдорупра при СНК РСФСР вплоть до 1945г. (ф. 52,оп. 23, д. 183, л. 25-35.).

По данным отчетности 1952 года, в Якутии имелось всего 14738 км дорог, из них: только 178 км улучшенных гравийных, 1300 км грунтово-профилированных, 4360 грунтово-естественных и 8900 прочих, в число которых входили даже тропы. В ноябре 1952г. было создано Министерство автомобильного транспорта СССР. В марте Министерство ликвидировали, а его функции были переданы Министерству путей сообщения СССР. В августе 1953 года из Министерства путей сообщения СССР выделяется Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

В Якутии соответственно с этими изменениями в мае 1956 года образуется Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог. С 1960 года Управление разделилось на два ведомства. Строительством, ремонтом и эксплуатацией автомобильных дорог занималось Доруправление при СМ ЯАССР. Автомобильным транспортом – Дортранс.

С 5 января 1973г. Доруправление при СМЯАССР преобразовано в Якутское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог (далее ПО «Якутавтодор»). Позже оно было переименовано в проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог (ПРСО «Якутавтодор»).

Продолжение следует. Историю по крупицам собирала Флорида Остаева, начальник отдела кадров ОАО "Сахаавтодор". 


Компания Инфомастер
Возврат к списку

Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.